вторник, 12 июня 2018 г.

Тутовый коньяк

В тридцатых годах двадцатого века,в Мардакертском районе, в двух деревнях, Джанятаг и Гюлятаг где жили армяне,по чьей то инициативе, из колхозных деятелей, решили производить водку, как сельхозпродукт и сдавать в госструктуре на реализацию.

 Благо, что сырье для этой продукции валялась под ногами в виде шелковичных ягод сорта "шах тут".

Эти ягоды самые сочные и самые сладкие из всех шелковичных ягод. Видимо кто то заметил, как эти ягоды даром пропадают и подал идею. И должен сказать,весьма полезную идею.

Эти деревья абсолютно не прихотливы. Ухода никакого не требуют. Однажды посадили и забыли. За то когда они через года три или пять как пойдут плодоносить,любо--дорого наблюдать как объедаются этими вкуснейшими ягодами помимо  людей и вся домашняя живность кроме котов и кошек.

И коровы и козы и ослы и собаки и куры и овцы и индюки. Видать все они каким то образом знают насколько эти ягоды полезны.

В общем колхозники произвели за один год двенадцать бочек тутовой водки, а бочки из дубовых досок толщиной в десять сантиметров, как только смогли выгнуть и изготовить такие огромные,деревянные цистерны, ёмкостью не меньше десяти тонн.

Я помню эти бочки стояли на берегу горного ручейка по среди районного городка, ничем не огороженные,ничем не прикрытые зимой и летом, без охраны.  Высота каждой из них метров шесть, а диаметр в поперечнике метра три.

А для чего эти бочки стояли там,мы--дети, естественно, не знали да и взрослые не все знали значение этих ёмкостей.
Дело в том,что азербайджанское население этого района,очень редко бывали в районном центре да и к этой водке они не имели ни какого отношения.

Азербайджанцы стали почаще бывать в этом городке после того, как начали укрупнять колхозы и несколько сёл с азербайджанским населением присоединили к армянам.

Оказывается в тридцатых годах заготовленную водку заполнили в эти бочки, а в скорости началась война и людям было не до неё.

И самое удивительное то,что никто не подумал даже трогать эти бочки,вплоть до 1958 года. В пятьдесят восьмом году, опять по чьей то инициативе из районного начальства, решили распределить эту водку на трудодни колхозникам.

К тому времени из нашей семьи работал только мой старший брат у которого оказалось тристо трудодней. Водку же эту делили по литру на трудодень.

Смешно говорить, а люди не знали куда набирать столько жидкости и вообще куда её девать.

Я помню,человек, которому положено было двести семьдесят литров этого добра,пришёл в склад с четырьмя пол литровыми бутылками и больше не претендовал ни на что.

Это азербайджанцы не понимали зачем столько водки и куда ее набирать. Ведь в каждой семье кроме тех бытовых ёмкостей другой тары не было.

А надо сказать,что в колхозе все начальники были из армян вплоть до кладовщика. Вот тогда армяне по пировали.
Азербайджанцы мусульмане. Аллах запрещает пить спиртное. Но тот же Аллах не вложил ума чтобы потребовать за место водки, скажем пшеницу или ещё какой другой продукт. Ну а "умным" армянам это на руку.

Я помню, что у нас в доме появился двухлитровый графин этого напитка,цвета самого качественного индийского чая. Не зря же более десяти лет эта жидкость вбирала в себе дубовый цвет и дубильные вещества и превратилась в коньяк.

Долго же этот графин стоял никем не востребованный у нас на столе. В пятьдесят девятом году,когда я поехал служить в армию, он всё ещё стоял на своем графинном подносе.

Прошли годы.
Когда я работал в Буда--Кошелёва Гомельской области,где жил мой ныне покойный племянник и как то в очередной свой приезд из родины,он привёз пятилитровую дубовую бочку такой водки.

Должен сказать, что я, как человек не понимающий толк в спиртных напитках,и то был в дичайшем восторге от аромата и вкуса этого и впрямь божественного напитка, хотя он был пятилетной выдержки.

Так что выращивайте шелковичные деревья и Вы будете вознаграждены сторицей...